logo
Полезная информация Вернуться в блог

Геймификация в бизнесе: Как не создать Матрицу, из которой хотят сбежать.

3.5 мин.
Геймификация в бизнесе: Как не создать Матрицу, из которой хотят сбежать.

Однажды мы с моим другом за ужином обсуждали геймификацию в бизнесе. Я рассказывал ему о том, как это работает и почему приносит результат владельцу бизнеса. Сотрудники, вовлеченные в накопление очков рейтинга и корпоративной валюты, вдохновлены на результат сильнее, чем те, которые работают только на свою премию. Друг не сомневался в результативности такого подхода, но произнес одну шокирующую на первый взгляд фразу: «Давай честно. Это же подмена реальности!».

Моя первая мысль была о том, что он действительно прав. Мы создаем игровые вселенные внутри компании, которые словно матрица из одноименного фильма обладают своими правилами и законами этого мира. Компенсирующую роль в этом мире играет корпоративная валюта. Стремление сотрудников быть лучше своих коллег находит проявление в корпоративных рейтингах, а грамоты, которые в обычной работе принято выдавать лучшим сотрудникам, в этой вселенной заменяются на значки достижений, которые видны всем в твоем профиле.

Есть лишь одна главная ошибка в утверждении моего друга, которая отличает наши вселенные от матрицы. Мы не подменяем корпоративную среду другой игровой вселенной. Сотрудники, взявшие на себя роль игроков, прекрасно знают, что есть реальная работа и реальная компания, в которой они трудятся и получают реальную заработную плату. Просто время от времени они могут участвовать в дополнительных активностях или даже в тех же самых активностях, но при этом получать вознаграждение как в виде премии согласно положению о мотивации, так и в виде корпоративной валюты в придуманной вселенной. Отличие от жителей матрицы в том, что последним не давалось право знать, что есть реальный мир. Поэтому неправильно называть геймификацию в бизнесе подменой реальности. Правильнее было бы сказать, что это дополненная реальность, куда сотрудники имеют право свободного входа и выхода.

Так насколько же экологично с моральной точки зрения создавать игровые вселенные для своих сотрудников? Как архитектору, ответственному в компании за задачу геймификации процессов, не совершить ошибку и не создать эффект матрицы? Ответ прост и сложен одновременно. Прост, потому что нужно соблюдать всего лишь одно правило: участие в проекте не должно быть обязательным. Сложен, потому что нужно балансировать между активным вовлечением и соблюдением этого правила так, чтобы участие воспринималось как что-то естественное.

Мы в Gamification Lab создаем геймифицированные системы для наших клиентов уже не первый год и поэтому понимаем четкие принципы

  • Геймификация действительно дает классные результаты в увеличении KPI и даже в снижении текучести сотрудников. Для сверхрезультатов придется создать высокую ценность игровой валюты, а для этого нужно сделать щедрый корпоративный магазин, где ее можно обменивать на подарочные сертификаты, корпоративный мерч и другие интересные позиции.
  • Чем проще и понятнее будут правила в придуманном мире геймификации – тем проще будет в него вовлекать. Однако не стоит забывать, что вовлеченные игроки со временем захотят обновлений и расширений механик. Усложнять нужно так, чтобы путь входа для новеньких в вашу вселенную все равно оставался простым и понятным. Просто не нужно вываливать на них всю информацию сразу, а погружать постепенно, начиная с простого.
  • Нужно создавать стабильную вселенную, в которой сотрудники будут чувствовать себя уверенно. Простой пример: в реальной жизни если ты опоздал на работу, то ты не знаешь наперед, получишь ты просто замечание, выговор, или может твой руководитель даже депремирует тебя, отняв тем самым то, что ты уже заработал. А на портале геймификации ты не можешь потерять валюту, поскольку есть четкое правило: набранные баллы никто не может отнять. Однако, как и в любой вселенной, есть возможность коллапса. Спровоцировать его можно искусственно, если, например, провести массовую инфляцию цен в корпоративном магазине, чтобы сэкономить на тратах.
  • Некоторых работников все равно придется вовлекать. От 5% до 20% сотрудников, в зависимости от контингента, работающего в компании, включаются в геймификацию сами без дополнительного вовлечения, просто получив информацию о ней, потому что любят все игровое. Но правило распространится не на всех, все равно найдутся снобы, которые будут считать, что им мешают работать.

Геймификацию не следует воспринимать как подмену реальности, а скорее, как инструмент, который обогащает и дополняет наш опыт. Прозрачность системы создает условия, при которых сотрудники видят не игру, а реальные возможности для роста и развития. Геймификация – это своего рода дополненная реальность, где каждый элемент системы служит не для отвлечения от работы, а для повышения ее эффективности и мотивации. Сотрудники начинают воспринимать свою деятельность не как обыденность, а как динамичное взаимодействие с экосистемой компании.

И все же. Как вовлекать таким образом, чтобы это не было воспринято как давление? Оставьте обращение на нашем сайте, и мы направим вам памятку, соблюдая правила которой, вы сможете добиться этой цели.

Автор статьи: Василий Балан - Руководитель проекта Gamification Lab